До начала эпохи кондиционеров, радиаторы служили теплообменниками задолго до появления автомобилей. Еще в Древнем Египте были радиаторы, охлаждавшие воздух в храмах.
Для автомобиля критически важно получить комфортный режим функционирования, и инженерами был придуман автомобильный вариант радиатора, который надежно реализует эту возможность. Он устанавливается в каждый автомобиль и образует систему охлаждения вместе с термостатом, насосом и фильтром.
Радиатор имеет достаточно простую конструкцию, которая охлаждает воду или антифриз, который поступает в нагретом состоянии от двигателя и охлаждается, двигаясь от верхнего патрубка, через рубашку, вниз.
Он представляет собой верхний(впускной) патрубок, через который приходит нагретый поток жидкости, и нижний (выпускной) патрубок, из которого выводится охлажденная жидкость обратно в двигатель. Между ними находится так называемая «рубашка» в виде изогнутых капилляров, по которым проходит жидкость, постепенно охлаждаясь. Ее поддерживает рамка решетки радиатора, которая, в свою очередь, укреплена на корпусе автомобиля.
Основные детали системы делаются из нержавеющей стали, кроме патрубков, которые производятся из пластика или прочной резины. Недостаток такой системы состоит в двух деталях: капилляры со временем будут засоряться грязью и накипью на стенках, из-за чего систему нужно промывать на ежегодном техническом обслуживании, а также то, что рубашка и рамка решетки радиатора подвержены коррозии, которая неизбежно появится под воздействием внешних причин.
В качестве охлаждающего средства в радиаторах используют воду или антифриз. Вода – имеет свойство расширяться и поэтому может в холодное время года серьезно повредить капилляры радиатора. Поэтому в последнее время в них используют жидкости, которые не замерзают и не расширяются при холоде. Они сохраняются в отдельном резервуаре, который также входит в систему охлаждения автомобиля. В таком резервуаре обязательно должна присутствовать метка минимально допустимого количества охлаждающей жидкости, а также места для расширения жидкости.
При замене и покупке нового радиатора необходимо обратить внимание на надежность капилляров, качество патрубков и соблюдение технологии при общей сборке изделия. Только правильно произведенный радиатор будет служить долго и выполнять свои функции правильно в общей системе автомобиля. Лучше всего пользоваться продукцией знаменитых фирм, которые длительный срок выпускают эту продукцию, так как только они могут обеспечить нужный уровень качества и надежности.