За последний год в фейсбук-сообщество «Преступления с онлайн-кредитами» обратились около 400 человек по поводу «угонов» сим-карт, незаконного использования персональных данных, создания личного кабинета на чужое имя. По словам соучредителя Украинского офиса защиты данных Богдана Хаустова, в судах сейчас находятся около 50 дел, еще столько готовят к подаче.
Как с помощью чужих сим-карт оформляют кредиты, что делать, если звонят коллекторы и как уберечь себя от мошенников — в материале hromadske.
«Угрожали, что сожгут машину и квартиру»
В мае 2020-го Виталию из Полтавы начали звонить незнакомые люди. Они требовали вернуть кредит одной из компаний «быстрых денег», которого, по словам Виталия, он не брал.
«Иногда я обращался к таким кредитным компаниям, но все возвращал. Когда я закрыл последний кредит, мне еще полгода потом звонили и предлагали снова его взять. Могли звонить по праздникам и в выходные, звонили моим родственникам. Я решил поменять сим-карту. После этого я начал получать сообщения, что должен вернуть кредит», — рассказывает Виталий.
Сначала на новый номер телефона пришло смс-сообщение от банка, что с его карточки пытаются снять деньги. Это была карта, на которую он когда-то брал кредит.
«Я приехал в отделение, мне сказали, что это со старой карты, которую я закрыл, кто пытается снять средства. Сказали, чтобы я не переживал», — вспоминает Виталий.
Потом начались звонки родственникам — незнакомые люди рассказывали им, что Виталий взял деньги и должен их вернуть. Через некоторое время начали звонить и на новый номер.
«Оказалось, что на меня взяли четыре кредита, но оформили на другую кредитную карту. В этих компаниях мне сказали, что кредиты брали на мои данные, поэтому я должен их возвращать», — говорит Виталий.
Он рассказывает, что в одной из компаний мошенники смогли взять на его имя примерно 20 тысяч гривен, в другой — 9 тысяч. Еще в двух его зарегистрировали впервые и поэтому взяли небольшие кредиты — примерно 2 и 3 тысячи.
«В компаниях, где взяли большие суммы, я раньше брал деньги в кредит, поэтому они смогли получить большие суммы», — объясняет Виталий.Иллюстративное фотоФото:
depositphotos
Он обратился в полицию, там зарегистрировали уголовное нарушение и посоветовали выбросить новую сим-карту, чтобы ему больше не звонили, или обратиться в суд и аннулировать договоры на кредит. В августе Виталий подал иск. Дело зарегистрировали, заседание должно состояться в конце января, однако его перенесли на март.
До обращения в суд, говорит Виталий, представители кредитных компаний звонили ему ежедневно, кроме этого, давили на его близких.
«Мне могли звонить 50 раз в день. Угрожали, что сожгут квартиру и машину. Моей маме что-то рассказали, что она заплатила им еще одну тысячу за отсрочку кредита. Люди, с которыми я работал, мои родственники — все смотрели на меня как на последнего человека на земле из-за этих кредиты», — рассказывает Виталий.
«Сим-карта Виталия не была привязана к паспорту, он не пользовался ею некоторое время, а этот номер телефона был привязан к кредитным компаниям. Если у человека хорошая кредитная история, то мошенники могут снять больше кредитных средств», — объясняет Богдан Хаустов.
Старой сим-картой Виталий перестал пользоваться, а когда решил проверить ее — узнал, что она уже не действует. Мобильный оператор сообщил, что сим-карту перевыпустили.
«Чтобы получить доступ к сим-карте, мошенники говорят мобильному оператору, что она утеряна, и ее надо восстановить, — рассказывает Хаустов. — Сделать это можно, узнав баланс и последние номера, на которые звонили с нее. Поэтому часто перед тем, как похитить сим-карту, мошенники звонят человеку и пытаются узнать эти данные под видом мобильного оператора или еще кого-то».
Обычно человек использует один номер телефона для разных услуг — указывает его в социальных сетях, привязывает к нему почту, интернет-банкинг и тому подобное. Этим, рассказывает Хаустов, и пользуются мошенники: получив доступ к сим-карте, они могут получить с ее помощью любую информацию.
В колл-центре одного из ведущих украинских мобильных операторов нам рассказали, что пользователи время от времени жалуются на подозрительные звонки якобы от представителей телефонных компаний. Эти номера затем проверяет служба безопасности и в случае нарушений блокирует.
Если сим-картой не пользуются больше года, ее блокируют, и уже через несколько месяцев мобильный оператор может снова выставить номер на продажу.
Чтобы избежать ситуации с аферистами, в компании советуют привязывать номер телефона к паспорту (тогда карта не будет анонимной) или устанавливать на нее личный пароль.